Виннер. Как написать пейзаж маслом (Холст. Часть 3).

Грунтованные холсты фабричного изготовления

В подавляющем большинстве случаев живопись, выполненная па холстах, загрунтованных самим художником, отлично сохраняется, не подвергаясь каким-либо разрушениям.

Живопись на грунтованных холстах фабричного изготовления, как правило, быстро, разрушается. Объясняется это несоответствием типа грунта методу и технике художника, недостаточно высоким качеством материалов и самого грунта. Но наиболее важная причина состоит в том, что холсты фабричного изготовления грунтуются на больших рамах, затем после двух-трех проклеек и покрытий грунтовочным составом и просыхания холст снимают с рам и свертывают в рулон. Впоследствии его вновь разворачивают и сворачивают в рулон не менее трех-четырех раз: осмотр мастером ОТК (отдел технического контроля), упаковка, продажа в магазине, наконец, натягивание па подрамник. Многократное разворачивание и сворачивание холста неизбежно приводит к возникновению в нем и клеевых пленках проклеек многочисленных микротрещин, нередко сплошь покрывающих поверхность и довольно глубоко проникающих в толщу грунтового и клеевого покрытий. Появлению микротрещин способствуют и неблагоприятные условия перевозки и хранения холста на складах и в торговых помещениях. В результате художник приобретает холст, непригодный для живописи.

Подробнее...

Виннер. Как написать пейзаж маслом (Картон и пр.).

Картон

Наиболее распространенной основой для этюдов маслом служит загрунтованный картон, изготовляемый фабричным способом на предприятиях Художественного фонда СССР. Этот картон вырабатывается двух видов: с эмульсионным и масляным грунтом.

Для грунтовки эмульсионным составом листы тонкого древесного картона склеивают столярным клеем, а затем грунтуют. Масса для грунтовки применяется того же состава, что и для холста.

Картон с масляным грунтом мелкозернистой фактуры представляет собой тонкий древесный картон, покрытый способом шелкографии тонким слоем масляных цинковых белил. Однако такой картон, изготовляемый предприятиями Художественного фонда СССР, по своим качествам большей частью не удовлетворяет требованиям живописи: краски на нем жухнут, растрескиваются и осыпаются, он подвержен сильному короблению, что приводит к крайне нежелательным для сохранности живописи последствиям.

Подробнее...

Виннер. Как написать пейзаж маслом (Масляные краски. Часть 1.).

Масляные художественные краски

Живописные масляные краски состоят из сухих порошкообразных красящих веществ, придающих им цвет, и связующего вещества, в основном масла, обладающего способностью связывать частицы красочного порошка, удерживая их на поверхности картины.

Стертые с маслом красящие вещества образуют пастообразную масляную краску. Благодаря связующему веществу краски, высыхая, образуют прочные, твердые и стойкие к внешним воздействиям красочные пленки.

От качества связующего вещества, а также в известной степени от вводимых в красочную пасту в небольших количествах воска, а в отдельных случаях и смол во многом зависят блеск, прозрачность, светоустойчивость и неизменяемость красочных слоев живописи.

В масляной живописи применяются природные и искусственно приготовляемые минеральные красящие вещества. Натуральные минеральные пигменты, добываемые в природных месторождениях, принадлежат к наиболее прочным и светоустойчивым красящим веществам. В палитре живописных красок они занимают основное место. К ним относятся золотистые, желтые и темно-желтые охры, натуральная сиена, розовые, красные и темно-красные земли, коричневые, зеленые и черные земли, а также природные красящие вещества, получаемые из различных видов армянских и грузинских туфов желтого, красного, зеленого и коричневого цвета. Их приготовляют посредством измельчения и отмучивания земель и туфов.

Подробнее...

Виннер. Как написать пейзаж маслом (Масляные краски. Часть 2.).

Масла, применяемые при изготовлении красок

Основным связующим веществом в тонкотертых масляных красках является масло. В живописи применяют только такие растительные масла, которые, высыхая в тонком слое на какой-либо поверхности, способны образовывать пленки, прочные, эластичные и стойкие к внешним, в том числе и атмосферным (влага, температура) воздействиям. Этим требованиям больше всего отвечают льняное, ореховое, маковое, подсолнечное и в известной степени конопляное масла.

Льняное масло получается из семян льна посредством их прессования. Лучшие льняные масла выжимают из семян льна, произрастающего в северных районах СССР: Новгородской, Ленинградской, Вологодской, Великолукской, Псковской областях. Эти масла быстро высыхают и образуют более прочные пленки. Льняное масло является незаменимым материалом для приготовления красок, так как, высыхая, оно образует очень прочные и стойкие к внешним воздействиям пленки, не расположенные к растрескиванию, правда, с течением времени довольно сильно желтеющие.

Подробнее...

Виннер. Как написать пейзаж маслом (Выбор красок).

Выбор красок

Для начинающего художника вполне достаточна палитра, состоящая из наиболее прочных и светоустойчивых так называемых «нормальных» красок: белил свинцовых, белил смешанных, охры светло-желтой, охры темно-желтой, марса оранжевого, кадмия желтого, красной земли светлой и темной, кадмия красного, краплака темного, изумрудной зелени, окиси хрома, кобальта синего, кобальта фиолетового, марса, коричневого, сиены жженой, умбры натуральной, виноградной черной.

Цветовое многообразие различных оттенков красок всегда можно получить, составляя из названных красок различные смеси в разных соотношениях.

Три основных цвета — красный, желтый и синий — получить смешением нельзя. Оранжевые тона получают посредством смешения красной и желтой красок; зеленые — смешивая в различных пропорциях желтую с синей; фиолетовые — смешивая красную с синей. Но добиваясь получения нужного тона, надо помнить, что краски, смешиваемые друг с другом, часто теряют свою яркость. Поэтому надо иметь на палитре яркие оранжевые, зеленые, синие, фиолетовые и черные краски.

Подробнее...

Виннер. Как написать пейзаж маслом (Смешивание красок).

Смешивание красок

Смешивая на палитре краски, необходимо внимательно следить, чтобы не было смесей заведомо неустойчивых друг к другу красок, и, главное, ограничивать количество красок, вводимых в смеси.

В. Н. Бакшеев, заботившийся о сохранности колорита своих произведений, о силе и звучности тонов красок, всегда ограничивал себя смешением двух и очень редко трех красок, причем выбирал обязательно, близкие друг к другу по своей природе. Он избегал смешения чужеродных по своей химической природе красок, особенно остерегался смешивать четыре-пять и более красок, так как подобные смеси ничего, кроме вреда, не дают.

Подробнее...