Ревякин П. Акварельная живопись. (Контур рисунка).

 

Третьим обстоятельством, определяющим количество стадий, являются технические свойства изобразительных материалов, которые диктуют последовательность в работе и технике исполнения. Знание материалов и инструментов облегчает творческую работу, по­могает воображению представлять в материале изображаемое, сводит к минимуму коли­чество необходимых стадий, приемов и упрощает технику. Знание материалов развивает техническое предвидение до последнего прикосновения кисти и дает твердую уверенность в исполнении, как это бывает, когда мы, хорошо зная законы сопротивления материалов, смело воздвигаем большое сооружение, уверенные в его прочности.

Очевидно, что техническая последовательность построения красочного слоя определяется всегда в соответствии с содержанием художественного замысла и с учетом технических условий материала. Владея техникой, можно скоро найти нужные приемы и последователь­ность исполнения, можно вести работу смело к цели.

Стадии изображения существуют не для того, чтобы им педантично следовать, а для того, чтобы ими сознательно пользоваться в своей многообразной практике, в соответствии с практическими задачами, возникающими перед художником.

Первой необходимой стадией работы всегда будет нанесение контура. Прозрачная акварель не терпит никаких исправлений. Одновременно акварель исключает контур, ибо он сквозит из-под красочного слоя и делает работу грязной, жесткой; но вместе с тем требует контура, сокращающего число ошибок до минимума. Поэтому контур в акварель­ной технике занимает видное место и заслуживает самого тщательного изучения в каче­стве начальной стадии работы.

Контура в природе нет: край одной формы, обрываясь, непосредственно переходит в другую форму. Отсутствуя в природе, в изображении контур служит условной границей формы. Выраженный не в меру, он удаляет рисунок от реального изображения. В живо­писи контур играет роль вспомогательного построения, редко оставаясь необходимым в законченной работе. Он наносится слегка и к концу работы исчезает совсем, освобождая рисунок от условностей. Излишне заметный контур придает работе черты стилизации.

В изобразительной практике бывают случаи, когда контур выступает как единственное средство передачи натуры. В набросках, в подготовительном рисунке форма предмета изо­бражается одним очертанием; линии служат единственным средством выражения. Но ли­нейный набросок всегда будет неполным, условным изображением и в работе мастера имеет обычно подсобное значение.

 

Здесь уместно привести пример, когда контур доводится до максимальной силы. Так, в эмалях или витражных цветных композициях с изображением жанровых сцен ширина контура доведена до ширины перегородок или оконных переплетов. Здесь контур служит художественным средством построения плоскости витража.

Очевидно, что если изображением нужно выявить плоскость, ее зрительно утвердить, то среди прочих изобразительных средств контур должен играть заметную роль; если же на картинной плоскости требуется создать трехмерное пространство, то контур будет играть роль вспомогательного построения.

Следовательно, контур может быть подготовлен для плоскостного или пространствен­ного изображения. Предметом нашей темы будет пространственный контур, каким он дол­жен быть в станковой акварельной живописи.

Как определенная стадия работы контур нужен художнику тогда, когда перед ним стоит задача изображения сложной формы, требующей точного и детального построения. В изображении же простых форм можно обойтись без контура.

В натюрмортах, составленных из простых по форме предметов, в пейзажах, не слож­ных по рисунку, можно обойтись без контура; тут полезно сразу работать красками. Такие упражнения будут несколько усложнять работу, но зато разовьют способность и умение сразу строить предмет по форме и по цвету, а при постепенном переходе от простых к бо­лее сложным задачам — сокращать стадии до необходимого минимума.

В портретной, жанровой и архитектурной живописи сделать работу без контура трудно, так как здесь точность формы имеет первостепенное значение. Особенно трудно обойтись без контура в архитектурных акварелях, в которых сооружения обычно изображаются в мелком масштабе. В них математическая точность пропорций и сопряжение перспективных линий строго взаимосвязаны и требуют наибольшей точности в изображении. В архитек­турных акварелях контур имеет решающее значение.

 

Контур временный и постоянный

Там, где работа без контура кажется трудной и приходится прибегать к его помощи, должен сразу же быть решен вопрос, будет ли контур вспомогательным, необходимым лишь для начальной стадии размещения красок, будет ли он постоянным и видимым до окончания работы или же будет цветным, или, как его называют, живописным, имеющим в разных частях изображения различное назначение. От решения этого вопроса зависит способ его исполнения.

Итак, начнем с вспомогательного, или временного, контура. Практический смысл его заключается в том, что на начальной стадии нанесения красок он служит точному их рас­положению, избавляет от исправлений, недопустимых в прозрачном материале акварель­ных красок; такой контур остается заметным, пока изображаемая форма не окрепла в своем цветовом выражении, но в конечной стадии исчезает без остатка, скрывая от зрителя всю кропотливую работу над подготовительным рисунком и создавая в готовом рисунке впечатление непринужденности свободной кисти.

Этот контур должен указать место для уверенного удара кисти и исчезнуть, незаметно слившись с краской. Такой способностью контур может обладать в том случае, когда он будет светлым по тону, тонким по рисунку, голубым по цвету, акварельным по материалу и будет нанесен кистью.

Само собой понятно, почему светлый тон и тонкость очертаний понижают видимость контура под красочным слоем. Голубой же цвет в отличие от теплых тонов дает возмож­ность вспомогательному контуру исчезнуть без остатка в силу того, что, как указывалось, голубые, коротковолновые лучи всегда подвержены большему рассеиванию, чем красные, длинноволновые. Для твердого же очертания формы, которое должно остаться до конца работы видимым сквозь красочный слой, контур должен быть намечен краской теплого тона.

Контур, акварельный по материалу и написанный кистью, полностью сливается с по­следующими красками. О работе, выполненной таким способом, нельзя сказать, что она сделана в несколько стадий, потому что она оставляет приятное впечатление уверенной кистевой техники.

Для пояснения приведем несколько примеров нанесения вспомогательного контура. На­тюрморт из простых предметов легко наметить на чистом листе бумаги прямо кистью. В этом случае кистью средней величины светло-голубой краской наносятся общие очер­тания предметов. Кисть не должна иметь излишней влажности, чтобы контур быстро про­сыхал, не задерживая внесения необходимых поправок и последующих покрытий. Тонкой и острой кистью намечаются детали и уточняется общая форма. Без ущерба для белизны бумаги неплохо слабым голубым тоном слегка моделировать светотень. При этом, если на поверхности изображаемой формы за­метна фактура, ее лучше моделировать по­лусухой щетинной кистью, едва касаясь зерна бумаги (рис. 47).

Ценность начатой таким образом рабо­ты с незаметным переходом от контура к моделировке цветом в легкости и воздушно­сти, придающей акварели ее преимущества перед другими видами живописной тех­ники.

В жанровых и архитектурных акваре­лях, требующих более точного, сложного и детального контура, целесообразно при­менять карандаш. В сером карандашном контуре имеют значение светлота тона и тонкость очертаний. Законченный в каран­даше вспомогательный контур должен пред­ставлять собой легкую, едва заметную серебристую паутину. Причем в освещен­ных местах, где будут положены светлые краски, он наносится легко, иногда преры­висто по зерну бумаги, а в глубоких тенях твердо прочерчивается, чтобы линии оста­вались видимыми под темными красками более длительный срок (рис. 45).

Выполняя контур карандашами, необ­ходимо обратить внимание на их разнооб­разную мягкость, остроту и силу тона. Твердый и острый графит дает тонкую и светлую линию, уместную там, где нужны четкие и светлые очертания и где нужно на­рисовать освещенные детали в острых по форме и мягких по светотеневому контрасту гранях.

Наоборот, мягкий толстый графит дает широкую, темную и прерывистую линию, уголь — еще более широкую зернистую ли­нию, фактурный штрих, уместный в изобра­жении грубых фактурных поверхностей. Нанося контур карандашом или углем, сле­дует учитывать, что бумагу придется про­мывать перед нанесением красок и контур может стать слабее по тону и даже совсем смыться мыльной водой. Такая промывка делается лишь на прочной бумаге.

Твердый постоянный контур чаще всего бывает нужен в архитектурных изобра­жениях, в которых требуется наибольшая точность. Здесь нужно делать тщательно прорисованный или детально расчерченный кон­тур (рис. 45, 46).

 

Тонкость линий в контуре имеет большое значение. Чаще всего контур представляет собой грубую сетку толстых и однообразных линий. Такой чертеж лучше оставить в линиях. Если же кистью доводить светотень до силы грубого контура, то потребуется слишком резкая моделировка, убивающая масштабность, воздушность и свет, вносящая жесткость, излишнюю черноту, лишающая изображение архитектурной формы ее естественного вида. Детали, сложные по рисунку, превращаются в темный клубок черных линий.

Постоянный контур должен следовать правилам линейного рисунка, когда выразитель­ность рисунка создается за счет изменения толщины и силы тона линий.

Наибольшей силой тона и шириной линии изображаются обычно передние планы, нижние части, теневые места, горизонтальные линии и границы граней, обращенных вниз. Наиболее светлыми тонкими линиями чертят и рисуют задние планы, верхние части, осве­щенные места, вертикальные линии и границы всех граней, обращенных вверх.

В законченном изображении архитектурных сооружений контур должен быть заметным лишь при внимательном рассмотрении и невидим при общем взгляде на картину. Поэтому он делается наиболее светлым, точным и тонким там, где форма должна быть освещена и рассматриваться детально; контур должен быть нежным и серебристым в частях, оку­танных воздухом, резким — в затененных местах, чтобы быть видимым сквозь многослой­ную тень, и, наконец, непрерывным или прерывистым, нанесенным по зерну бумаги, смотря по фактуре изображаемого материала.

 

Контур цветной

Весьма совершенным способом нанесения контура можно считать способ нанесения его красками. Он стирает границы стадий. Этот способ трудно поддается описанию, его нужно понять зрительно, почувствовать в работе, освоить творчески. Лучше всего его можно по­нять при рассмотрении работ больших мастеров.

Так, например, в Третьяковской галерее имеется небольшая незаконченная акварель­ная работа художника середины XIX века А. А. Иванова. Для нас она именно благодаря своей незаконченности представляет особый интерес.

Неоконченный портрет Н. В. Гоголя работы А. А. Иванова (рис. 48) дает возможность понять технику нанесения цветного контура. На чистой бумаге легкими касаниями каран­даша нанесена общая композиция. Для этого взят карандаш, наносящий светлые, не фиксирующиеся линии, легко снимаемые и передвигаемые без повреждения бумаги. Закон­чив уточнение, по-видимому, уже обдуманной общей композиции и приступив к разработке и закреплению в рисунке отдельных мест портрета, художник меняет материал и инстру­мент и переходит от подвижного карандашного контура к прочно ложащемуся акварель­ному контуру. Но как обдуманно и мастерски он это делает — где широкой, а где острой кистью или пером, где одним, где многими цветами. В работе видны первые штрихи, сде­ланные голубой краской (кобальт), видны последующие теплые тона, появляющиеся по мере уточнения формы; наконец, виден красный контур, закрепляющий разрез губ, очер­тание глаз и носа. Нанесение цветного контура начато художником со светлых и холодных линий, штрихов и нежных мазков, как во вспомогательном контуре. Там, где форма за­креплена и можно безошибочно наносить ту часть контура, которая должна быть видима на протяжении всей работы, выступает твердый контур с теплыми тонами. Корпусная тень овала лица нанесена широкой и мягкой кистью, очертания глаз, носа и рта намечены острой кистью или пером. Определив все эти детали, художник взвешенными и решительными штрихами твердо наносит красным контуром самые ответственные места: разрез губ, линии век, слезники глаз, зрачки, очертания ноздрей. За живописным рисунком непосредственно следуют прокладки красок определенного тона и твердой формы.

 

В незаконченной акварели А. А. Иванова нет условного контура, нет границы между стадией рисунка и стадией нанесения красок. Контур сливается с красками настолько, что в законченных местах он неотделим, невидим, слит с формой и цветом. Такой контур уже не подготовительная стадия, здесь стираются границы стадий.

Цветной контур применим и в архитектурной акварели. Им в совершенстве владели мастера русской архитектуры. В архитектурном чертеже цветной контур имеет то же зна­чение, что и в других живописных жанрах.

Для нанесения живописного контура в архитектурном чертеже надо иметь рейсфедер, чертежное отточенное перо, тонкую колонковую кисть и интенсивные по цвету лессировочные краски, так называемые «чернила».

Голубым и светло-серым прочерчивается контур в освещенных местах и очертаниях падающих теней. Необходимая точность очертания падающих теней достигается пером.

Голубой и светло-серый контур целесообразно применять в начертании капителей. Ка­питель, обведенная тушью, всегда кажется черной из-за сгустка линий на небольшой пло­щади. После отмывки тушью или покраски акварелью она выглядит темной, мрачной, как будто обгорелой. В натуре же капитель всегда сверкает большим количеством ярких бликов, светлых рефлексов и вся в целом имеет лучезарный вид. Единственный контур, который может передать яркость светотени капители,— это цветной контур с голубыми и светло-оранжевыми линиями (рис. 47).

Границы света и собственной тени могут быть нанесены голубыми красками. Но на цилиндрических поверхностях границы лучше наносить тонкой кистью. Причем плавный переход от света к тени нужно делать влажной кистью с последующей размывкой к свету, если нужно изобразить гладкую поверхность колонны или вала, либо полусухой кистью с последующим усилением границы штрихами или точками пера, если нужно изобразить фак­турную поверхность каменной колонны или арки.

Оранжевый, коричневый контур нужен там, где освещенная поверхность граничит с глубокой тенью, где нужно сохранить ясно читаемую линию контура. Нижний контур под карнизами, под полками и контур в глубоких тенях, прочерченный темно-коричневой крас­кой, даст большую глубину выноса светлых архитектурных деталей и четкость формы, даст также прозрачность глубокой тени, лежащей под выступающей деталью.

Разноцветный контур, нанесенный пером при окончательной доработке фасада или перспективы, хорошо завершает детализацию архитектуры. После того как окраска фасада или перспективы сделана кистью, хорошо проработать изображение пером разноцветными акварельными чернилами. Они окончательно уточняют важные детали, обостряют рельеф, совершенствуют линии орнаментов и декоративных деталей, выявляют характерные черты скульптур, фресок, росписи и других деталей.