Виннер. Как написать пейзаж маслом (Масляные краски. Часть 1.).

 

Прокаливание натуральных цветных земель и туфов дает отдельные виды красок: жженую сиену, жженую умбру, жженую охру и т. д.

Кроме этих пигментов, в масляной живописи употребляют ряд искусственных минеральных красящих веществ, представляющих собой тем или иным способом полученные разнообразные соединения различных металлов и минеральных, веществ. К ним относятся: желтые и красные кадмии, синие, зеленые и фиолетовые кобальты, изумрудная зелень, окись хрома, желтые, оранжевые, красные и коричневые марсы, Ван Дик коричневый, ультрамарин, церулеум, киноварь, свинцовые и цинковые белила. Их изготовляют различными способами в заводских условиях.

Помимо этих двух видов пигментов, в масляной живописи применяют и некоторые красящие вещества органического происхождения: краплак, жженую кость, персиковую и виноградную черную.

Белые красящие вещества

Свинцовые белила — порошок чистого белого цвета. По своему составу являются сложным соединением свинца (водной окиси углекислого свинца и углекислого свинца).

Свинцовые белила хорошо стираются с маслом, быстро высыхают и способствуют более скорому просыханию смешанных с ними красок, так как обладают свойствами сиккатива, то есть ускорителя высыхания масла.

Тонко стертые с хорошо отбеленным и облагороженным ореховым, маковым или подсолнечным маслом, они обладают большой кроющей силой, дают плотный красочный слой, хорошо сцепляются с поверхностью грунтованного холста и не склонны к растрескиванию и осыпанию. Высыхая в тонком слое, они образуют прочную и эластичную красочную пленку в течение 2—12 дней, в зависимости от условий температуры и влажности помещения.

Недостатком свинцовых белил является то, что они, высыхая вместе с маслом, несколько желтеют. Однако если пожелтевшие белила выставить на солнечный свет, желтизна исчезнет. Свинцовые белила, стертые с не облагороженными маслами, особенно с льняным, сильно желтеют, с уплотненным подсолнечным — почти не желтеют. Благодаря своей малой маслоемкости (7—10%), большой укрывистости и красоте цветового тона эти белила незаменимы в живописи.

Свинцовые белила не рекомендуется смешивать с красками, содержащими серу и ее соединения, например с кадмиями, так как возможно потемнение этой смеси. По той же причине следует избегать смешения свинцовых белил с краплаками.

Цинковые белила — это безводная окись цинка, представляющая собой порошок чисто белого цвета, получаемый в заводских условиях методом окисления паров металлического цинка. При стирании с маслом (лучше брать не льняное, а облагороженное подсолнечное или ореховое масло) цинковые белила дают более прозрачную и несравненно менее кроющую краску, нежели свинцовые. Маслоемкость их в два раза больше свинцовых белил.

Цинковые белила высыхают медленно, в тонком слое полное просыхание их длится 2—3 месяца. Это особенно неблагоприятно влияет на сохранность первоначального тона смешиваемых с цинковыми белилами красок. Задерживая их высыхание, белила увеличивают продолжительность воздействия кислот масла на красочные пигменты и усиливают взаимодействие отдельных пигментов друг с другом, что способствует изменению первоначального тона смеси и зачастую является причиной появления общей сероватости всего колорита произведения.

Помимо замедленного высыхания в смеси с другими красками, цинковые белила имеют и другие недостатки: образуют хрупкий, склонный к растрескиванию слой, сцепление которого с грунтом невелико, что часто является причиной его осыпания. Не менее существенно также следующее: цинковые масляные белила обладают крайне незначительной кроющей силой и быстро утрачивают плотность, благодаря чему слой их через некоторое время становится прозрачным. Кроме того, они обладают способностью притягивать и удерживать влагу из воздуха. Это делает их красочный слой и слой смесей красок, содержащих цинковые  белила, хрупким и недостаточно эластичным, что приводит к отставанию красок от холста, их растрескиванию и осыпанию.

При смешении цинковых белил с берлинской лазурью, индиго, краплаками, растительными лаками, светлым кадмием образуются смеси, способные к частичной утрате своего первоначального цветового тона.

Белила кремницкие представляют собой смесь, состоящую из свинцовых и цинковых белил, взятых поровну или же из 75% свинцовых белил и 25 % цинковых.

Эти белила применялись и применяются многими советскими живописцами — В. Н. Бакшеевым, М. В. Нестеровым, П. П. Кончаловским и другими, так как они в отличие от цинковых и свинцовых обладают многими достоинствами. Они меньше желтеют, их слой более укрывист, плотен и по сравнению с цинковыми белилами менее способен к утрате своей плотности. Эти смешанные белила высыхают несравненно быстрее цинковых — за 6—14 дней — и образуют прочные и стойкие к внешним воздействиям пленки.

Кроме трех названных сортов белил, нельзя применять в масляной живописи другие красящие вещества белого цвета, такие, как мел, гипс, известь, каолин, алебастр, литопон (последний обычно вызывает сильное потемнение смешиваемых с ним красок).

Жёлтые красящие вещества

Охры — натуральные природные земли, состоящие преимущественно из различных соединений железа. В зависимости от количества и формы содержащихся в них соединений железа охры имеют тот или иной цвет. В месторождениях нашей страны встречаются охры различных оттенков: от светлого, золотисто-желтого до оранжевого и темно- желтого. Лучшие сорта охр добываются в месторождениях Журавском, Дубовиковском и Бутурлиновском (Воронежская область), Изюмском (Украинская ССР), Халиловском и Невьянском (Урал), Арзакянском (Армянская ССР), Лысогорском (Северный Кавказ) и др.

Приготовление охры заключается в ее измельчении и четырехкратном отмачивании в чистой воде. Отмачивание можно произвести в любом сосуде. Тонко измельчив охру, ее всыпают в сосуд, наливают туда воду, смешивают раствор и осторожно сливают его, стараясь не затронуть при этом оставшиеся в осадке наиболее крупные частицы и различные примеси. Сделав четыре отмачивания, получают довольно тонкий и чистый порошок охры, затем высушивают его, перетирают с маслом, добавляют 1/5 весовой части предварительно растворенного в скипидаре пчелиного воска и таким образом получают масляную краску.

Охры — светоустойчивые и прочные краски, но их не следует смешивать с желтыми кадмиями и черной жженой костью, так как эти смеси способны сильно менять свой первоначальный тон и чернеть.

Натуральная сиена — природный земляной пигмент, добываемый в Италии близ г. Сиены. Красящим началом ее является гидрат окиси железа. Эта краска имеет золотисто-желтый с оливковым оттенком цвет и обладает исключительной прозрачностью. Смешивается с маслом хорошо, но берет его много, не менее 150—214%. Чем тоньше измельчена и растерта паста краски, тем красивее ее цвет. Высыхает она довольно медленно, образуя при этом прочные, светоустойчивые красочные пленки. Смеси ее с большинством красок также прочны и устойчивы. Натуральную сиену не следует соединять лишь с желтыми кадмиями и жженой черной костью, так как в этой смеси она способна к потемнению.

Близкие по качеству к натуральной сиене земли добываются в наших отечественных месторождениях: Халиловском (Урал), Купавинском (Московская область), Уктусском (Свердловская область).

Сиену приготовляют так же, как и охру, посредством измельчения и отмачивания.

Обогащенная желтая охра — пигмент темно-золотисто-желтого цвета, приготовляемый лабораторным путем посредством обогащения натуральной желтой охры гидроокисью железа. Вполне светоустойчива и прочна как в чистом виде, так и в смесях с большинством красок, за исключением желтого кадмия, в сочетании с которым темнеет. В тонких слоях прозрачна.

Желтый марс — искусственно получаемое минеральное красящее вещество желтого цвета различных оттенков: от золотисто-желтого до оранжево-желтого. Принадлежит к группе железных красок. Красящим началом его являются соединения железа (гидрат окиси железа). С маслом желтый марс смешивается хорошо и берет его от 50 до 60 %. Высыхает он удовлетворительно, образуя при этом прочные, светоустойчивые и стойкие красочные пленки. Укрывистость его невелика, в тонких слоях прозрачен. С большинством красок дает прочные и стойкие смеси, за исключением желтых кадмиев, в соединении с которыми способен сильно темнеть.

Оранжевый марс — искусственно получаемый железный минеральный пигмент красивого оранжевого цвета, приготовляемый посредством прокаливания желтого марса. Он вполне светоустойчив и прочен как в чистом виде, так и в смесях с большинством красок, за исключением желтых кадмиев. Отличается исключительной прозрачностью и глубиной тона.

Оранжевая шахназарская краска представляет собой тонко измельченный и отмученный туф Шахназарского месторождения (Армянская ССР, Степанованский район). Она обладает красивым оранжевым цветом различных оттенков, с маслом смешивается хорошо, вполне светоустойчива и прочна, отличается исключительной глубиной тона и прозрачностью.

Лимонный кадмий — искусственный минеральный пигмент (сернистый кадмий). Имеет красивый яркий лимонно-желтый цвет различных оттенков. Получается путем прокаливания сернистого кадмия с добавлением окиси цинка. Вырабатывается на ленинградском заводе художественных красок «Черная речка» и на заводе «Красный художник» в Москве. Он вполне светоустойчив и прочен как в чистом виде, так и в смесях с другими красками, за исключением охр, сиены и марсов, в сочетании с которыми способен к потемнению. С маслом высыхает хорошо и берет его от 30 до 32 %.

Желтый кадмий — искусственно приготовляемый минеральный пигмент, состоящий из сернистого кадмия; обладает красивым ярким желтым цветом различных оттенков — от светло-желтого до оранжевого. Желтые и оранжевые кадмии — вполне светоустойчивые и прочные краски как в чистом виде, так и в смесях с большинством красок, за исключением медных пигментов. Если кадмиевый пигмент недостаточно тщательно приготовлен и содержит хотя бы незначительное количество свободной серы, то в смеси с охрами, сиеной, марсами, фиолетовым кобальтом, ультрамарином, виноградной черной и жженой черной костью он способен изменять свой первоначальный тон и темнеть. С маслом желтые кадмии смешиваются хорошо и берут его от 30 до 40%; их надо стирать с избытком связующего масла, так как при нормальном его содержании этот пигмент способен к растрескиванию после высыхания.

Стронциановая желтая — искусственный минеральный пигмент лимонно-желтого цвета, по составу представляет собой хромовокислую соль стронция. С маслом стронциановая желтая смешивается хорошо и берет его от 30 до 35%. Она принадлежит к недостаточно светоустойчивым и прочным краскам как в чистом виде, так и в смесях с большинством красок. Многие художники (В. Н. Бакшеев, П. Д. Корин, П. П. Кончаловский, К. Ф. Юон и др.) избегали ею пользоваться из-за того, что в смеси с маслом она меняет свой первоначальный чистый лимонно-желтый цвет на зеленоватый. Эта способность стронциановой желтой краски зеленеть весьма опасна при смешении с другими красками.

Золотисто-желтая, выпускаемая ленинградским заводом художественных красок «Черная речка», представляет собой пигмент, искусственно приготовленный на основе каменноугольного красителя (индотреновой желтой краски), имитирующего натуральную индийскую желтую. Эта краска крайне неблагоприятно ведет себя в смесях с большинством природных и искусственных минеральных красок и часто является причиной изменения первоначального тона. От ее употребления в живописи следует воздерживаться.

Красные красящие вещества

Красная земля — природная земля различных оттенков: от светло-розового и красного, до темно-красного и вишнево-красного. Принадлежит к группе железных красок: красящим началом ее являются соединения железа в виде его окиси. Наиболее красивые по своим оттенкам красные земли добываются в Акчанкульском месторождении (Киргизская ССР) — вишнево-красного цвета; в Актюбинском (близ г. Актюбинска) — темно-вишневого цвета; в Халиловском (Чкаловская область) и Малкинском (Северный Кавказ) — красного цвета; в Червонной балке (близ г. Кривой Рог) — ярко-красного цвета.

Красные земли хорошо смешиваются с маслом и берут его от 40 до 50%. Они светоустойчивы и прочны как в чистом виде, так и в смесях с большинством красок, за исключением желтых кадмиев. Смеси с ними нередко дают потемнение первоначального тона.

Приготовление пригодной к живописи краски из натуральной красной земли несложно. Ее измельчают и четыре раза отмучивают в чистой воде. При стирании красной земли с маслом необходимо ввести в пасту не менее 3—5 весовых частей отбеленного пчелиного воска, предварительно растворенного в скипидаре.

Красные краски из туфа бывают различных оттенков: от розового до вишнево-красного. Получают их из армянских туфов Шахназарского месторождения Степанованского района. Туфы измельчают, три-четыре раза отмачивают в воде, а затем полученный тонкий красочный порошок высушивают и стирают с маслом и небольшим количеством воска (2—4 часта). Приготовленные таким образом краски отличаются очень красивыми оттенками. Они вполне светоустойчивы и прочны как в чистом виде, так и в смесях с большинством красок.

Лиловая туфовая краска отличается красивым и глубоким по тону темно-лиловым цветом холодного оттенка. Добывается она в Ахтинском месторождении (Армянская ССР, Ахтинский район). Лиловая туфовая краска светоустойчива и прочна как в чистом виде, так и в смесях с большинством красок.

Английская красная — натуральная природная земля, добываемая в Малкинском месторождении (Северный Кавказ). Ее приготовляют также искусственно посредством прокаливания железного купороса или смеси его с сернокислым алюминием при температуре 700—800° C. В отдельных случаях ее получают прокаливанием охр.

Искусственная английская красная хорошо смешивается с маслом и берет его от 30 до 48%; к пасте необходимо добавлять не менее 3—4 весовых частей отбеленного воска. Эта краска вполне светоустойчива и прочна как в чистом виде, так и в смесях с большинством красок, за исключением желтого кадмия; в смеси с ним она склонна к потемнению.

Капут-мортуум — искусственно приготовляемый пигмент темно-красного цвета с синевато-фиолетовым оттенком, состоящий из окиси железа. Получают его прокаливанием смеси железного купороса с поваренной солью. В сочетании с белилами дает превосходную, очень своеобразную по своим оттенкам гамму фиолетовых тонов. Капут-мортуум хорошо смешивается с маслом и берет его от 40 до 55%. Для приготовления краски хорошего качества необходимо в красочную пасту ввести не менее 4—7 весовых частей отбеленного пчелиного воска, предварительно растворенного в скипидаре.

Красный марс — искусственно приготовляемый минеральный пигмент красного цвета различных оттенков: от светло- до темно-красного. Состоит он из соединений железа. Отличается прозрачностью в тонких слоях. С маслом смешивается хорошо и берет его от 40 до 42%; к пасте необходимо добавлять 2—3 весовые части пчелиного воска, предварительно растворенного в скипидаре. Красный марс — вполне светоустойчивая и прочная краска как в чистом виде, так и в смеси с большинством красок, за исключением желтых кадмиев, в смеси с которыми он склонен к потемнению.

Натуральная киноварь — природный минеральный пигмент различных оттенков: от ярко-красного до темно-красного. Состоит из кристаллической сернистой ртути. Отличается исключительно красивым, звонким и глубоким по своему тону цветом. Лучшие сорта природной киновари добываются в нашей стране в Донбассе (Никитовское месторождение), в Киргизской ССР (Чачбай-Хайдарканское месторождение), в Забайкалье (Нерчинское месторождение) и других местах. Природную киноварь промывают в воде и очень тонко измельчают. Делается это посредством растирания ее в течение длительного времени на каменной доске курантом. Растирание киновари курантом производят обязательно с добавлением воды. Очень тонко измельченный порошок киновари несколько раз отмучивают в воде, освобождая от различных примесей, и обрабатывают затем слитой с кислых щей жидкостью, кислым яблочным соком или винным уксусом.

Хорошо измельченная киноварь, не содержащая посторонних примесей, — светоустойчивая и прочная краска. Ее не следует смешивать лишь с зелеными и синими медными красками: малахитовой зеленью, медными лазурями, медными зелеными и берлинской лазурью, так как в сочетании с ними она быстро чернеет и разрушается. Киноварь хорошо смешивается с маслом и берет его до 25%. Надо пользоваться только облагороженными и уплотненными на солнце и воздухе маслами. Чтобы не происходило какого-либо изменения цвета красочного слоя киновари в живописи, необходимо наносить ее топкими, быстро просыхающими слоями, иначе она может потемнеть.

Искусственная киноварь приготовляется посредством сплавления серы и ртути. Лучшие ее сорта получают из чистой ртути и серной печени. Полученная по этому способу киноварь отличается повышенной светоустойчивостью и стойкостью к различного рода внешним влияниям. Искусственную киноварь также следует стирать только на хорошо уплотненных и облагороженных, быстро просыхающих маслах. Ее не рекомендуется смешивать с медными красками и берлинской лазурью, так как от этого она быстро чернеет и разрушается.

Красный кадмий — искусственная минеральная краска, состоящая из селенисто-сернистого кадмия; получается прокаливанием при 580° C смеси (шихты), в которую входят углекислые соли кадмия, сера и селен. Эта краска обладает красивым, но не глубоким по тону красным цветом различных оттенков — от светло-красного до темно-красного и пурпурного. С маслом высыхает хорошо и берет его от 75 до 80%. Красный кадмий светоустойчив и прочен как в чистом виде, так и в смесях с большинством красок, за исключением персиковой черной и жженой черной кости. В смеси с ними чернеет и разрушается. Следует избегать также смешивать его с медными зелеными и синими красками и берлинской лазурью. В отдельных случаях, особенно когда красный кадмий содержит частицы свободной серы и селена, он в сочетании со свинцовыми белилами, охрами, натуральной сиеной и зеленой землей способен изменять свой первоначальный тон и темнеть.

Краплак — красящее вещество растительного происхождения, извлекаемое из корней красильной морены, или крапа, произрастающего в Азербайджанской ССР, в Крыму и Астраханской области. В корнях морены содержится красящее вещество — ализарин. Его получают из корней, вываривая их в воде, затем осаждают из раствора на глинозем и получают краплак. Приготовленные таким образом краплаки представляют собой краски, состоящие из красителя — ализарина, неразрывно связанного с глиноземом. Эти соединения нерастворимы в воде.

Краплаки обладают очень ярким, интенсивно звучащим красным цветом разнообразных оттенков: от светло-розового до темно-красного; они отличаются исключительной прозрачностью.

Темно-красные, густых топов натуральные краплаки вполне прочны, светоустойчивы и стойки к внешним воздействиям; розовые и светло-красные краплаки менее прочны.

Краплаки хорошо смешиваются с маслом и берут его 68%; при стирании краплака с хорошо облагороженным и уплотненным маслом необходимо ввести в состав связующего вещества краски не менее 5 частей (по весу) мастиксового или даммарного лака.

рании краплака с хорошо оолагороженным и уплотненным маслом не-обходимо ввести в состав связующего вещества краски не менее 5 частей (по весу) мастиксового или даммарного лака.

В настоящее время наши заводы вырабатывают не натуральные краплаки, а их имитация, приготовляя последние на основе ализаринового красителя, получаемого искусственным путем из каменноугольной смолы, с последующим осаждением его на сернокислый барий (бланфикс) и гидрат окиси алюминия. Краплаки этого вида, являющиеся заменителями натуральных, высыхают с маслом очень медленно, правда, смешиваются с ним удовлетворительно и берут его от 120 до 140%. Чтобы ускорить просыхание красочного слоя этого вида краплака, необходимо стирать его на хорошо уплотненных и облагороженных маслах, добавляя в красочную пасту не менее 5—б частей (по весу) мастиксового или даммарного лака. Следует остерегаться смешивать краплак с цинковыми и свинцово-цинковыми (кремницкими) белилами, охрами, коричневыми землями, умброй, так как он обесцвечивается. Не надо также соединять его во избежание потемнения с желтыми кадмиями, марсами, жженой черной костью, виноградной и персиковой черной и франкфуртской черной. На эти краски (после их просыхания) краплак вполне можно наносить лессировкой.

Синие красящие вещества

Ультрамарин является наиболее распространенным пигментом. Он известен в виде двух различных по своей природе красок: настоящего природного ультрамарина, извлекаемого из минерала ляпис-лазурь, или лазурит, обладающего красивым глубоким синим цветом, светоустойчивого и прочного, и искусственного ультрамарина, вырабатываемого в заводских условиях довольно сложным путем из смеси серы, каолина, древесного угля, соды и кремнезема.

Искусственный ультрамарин обладает превосходным лазурно-синим цветом различных оттенков. В смеси с маслом он высыхает хорошо и берет его от 32 до 52%. Стирать искусственный ультрамарин следует с облагороженным ореховым или подсолнечным маслом, достаточно обесцвеченным и уплотненным на воздухе и солнце. При этом к пасте добавляется не менее 7 частей воска. Ультрамарин вполне светоустойчив и прочен как в чистом виде, так и в смесях с большинством красок, но его следует очень осторожно соединять с желтыми и красными кадмиями (в особенности с теми из них, которые содержат посторонние примеси), так как от этого он приобретает склонность к почернению.

Кобальт синий обладает красивым чисто-синим цветом различных оттенков: от светло-голубого до темно-синего. По своей природе это искусственно приготовленный минеральный пигмент, получаемый из соединений кобальта, глинозема, сернокислого цинка, фосфорнокислого натрия, фосфорной кислоты и кальцинированной соды. Кобальт синий вполне светоустойчив и прочен как в чистом виде, так и в смесях с большинством красок, но его не следует смешивать с краплаком, так как с ним он быстро темнеет. В сочетании с желтыми кадмиями, содержащими свободную серу, синий кобальт также темнеет. С маслом он смешивается хорошо и берет его от 65 до 76%. Высыхая в смеси с маслом, красочный слой кобальта сильно сжимается, что нередко служит причиной появления мелких трещин. Объясняется это тем, что кобальт, обладая сильно выраженными свойствами сиккатива, в значительной степени ускоряет высыхание масла. Поэтому его надо стирать с хорошо уплотненным, медленно просыхающим подсолнечным маслом и наносить на холст тонкими слоями. Как все краски синего цвета, синий кобальт очень сильно реагирует на пожелтение масла и изменяет свой первоначальный цветовой тон на зеленоватый; во избежание этого его следует стирать, только с уплотненным подсолнечным маслом или с пентаэфирами этого масла.

Целиновая лазурь, или церулеум, — искусственно приготовляемый минеральный пигмент превосходного небесно-голубого цвета, по своему составу являющийся одним из соединений кобальта, содержащих олово. Церулеум вполне светоустойчив и прочен как в чистом виде, так и в смесях с другими красками. Обладает одной особенностью, делающей его очень ценной для живописи краской: его зеленовато-голубой тон совершенно не меняется при искусственном освещении.

Сине-зеленая кобальтовая окись — минеральный пигмент красивого светло-синего цвета с зеленоватым оттенком, искусственно получаемый из солей кобальта, окиси хрома и окиси алюминия. Вполне светоустойчив, прочен и стоек, как в чистом виде, так и в смесях. С маслом стирается хорошо и берет его от 30 до 40%.

Зелено-синяя кобальтовая окись — минеральный пигмент красивого светло-зеленого с синеватым оттенком цвета, искусственно приготовляемый из солей кобальта, хрома и окиси алюминия. Он вполне светоустойчив и прочен как в чистом виде, так и в смесях. С маслом высыхает хорошо и берет его от 13 до 24%.

Парижская, или берлинская лазурь — искусственно приготовляемый пигмент превосходного темно-синего цвета различных оттенков: от светлого до темного. Является по своему составу соединением, получаемым из железисто-синеродистого калия и железного купороса. В смеси с маслом высыхает удовлетворительно и берет его до 80%. Светоустойчив, но его не следует смешивать с цинковыми белилами, так как от этого он обесцвечивается. Не рекомендуются сочетания с желтыми и красными кадмиями, окисью хрома, изумрудной зеленой, охрами и жженой сиеной, так как эти смеси способны к сильному потемнению.

Многие советские мастера живописи, хорошо зная крайне неблагоприятное поведение берлинской лазури в соединении со многими красками, совершенно не применяли ее (В. Н, Бакшеев, П. П. Кончаловский, А. В. Куприн).

Зеленые красящие вещества

Зеленая земля — природная земля красивого зеленого цвета с чуть синеватым или желтоватым оттенком теплого тона; является продуктом выветривания минерала амфибола, или «роговой обманки». Лучшие сорта добываются в Ахалцихском месторождении, находящемся близ г. Ахалцихе (Грузинская ССР). С маслом она стирается хорошо и берет его до 100%. Отличается прозрачностью, звучностью и глубиной тона. Светоустойчива и прочна как в чистом виде, так и в смесях с большинством красок, за исключением желтого кадмия; вместе с ним темнеет.

Зеленые туфовые — природные минеральные пигменты различных оттенков: от светло-зеленого с синеватым оттенком до глубокого темно- зеленого. Получают из туфов, добываемых в Армянской ССР (Цовагюхское, Каракилисское, Чилангское месторождения) и Грузинской ССР (Дзамское, Чунешское, Тионетское и Кутаисское месторождения).

Зеленые туфовые пигменты приготовляются посредством измельчения породы и ее последующего четырехкратного отмачивания в чистой воде. Они хорошо стираются с маслом, беря его от 85 до 110%. Эти краски светоустойчивы и прочны как в чистом виде, так и в смесях.

Волконскоитовая зеленая — природный минеральный пигмент изумрудно-зеленого или бутылочно-зеленого цвета. Получается из минерала волконскоита, добываемого в белорусских и уральских месторождениях — Ефимятском и Самосадкинском (Пермская область), Глазовском и Осинском (Кировская область) и др. В состав волконскоита входят окись хрома, соединения железа, алюминия и другие вещества. Волконскоит измельчают, отмачивают и стирают с маслом (берут его не менее 97— 116%). Волконскоитовая зеленая краска светоустойчива и прочна.

Глауконитовая зеленая — природный минеральный пигмент зеленого цвета различных оттенков, получаемый из минерала глауконита, который добывается в Мологском (Ярославская область), Лопатинском (Московская область), Саратовском (Саратовская область) и Дударевском (Ростовская область) месторождениях нашей страны. По своему составу глауконитовая зеленая — это двойная кремнекислая соль окиси железа.

Минерал измельчают, отмучивают и стирают с маслом (берут его не более 98%). При добавлении к тонко измельченному и отмученному порошку глауконитовой зеленой не более 5—8% изумрудной зелени получают изумительные по красоте зеленые земли. Высыхает краска хорошо, светоустойчива и прочна, обладает лессирующими качествами.

Изумрудная зелень — искусственно получаемый минеральный пигмент, состоящий из соединений хрома (водной окиси хрома) и обладающий красивым изумрудно-зеленым цветом. В тонких слоях прозрачен; с маслом высыхает хорошо и берет его от 65 до 100%. Светоустойчива и прочна как в чистом виде, так и в смесях, за исключением смеси с краплаком, который она обесцвечивает.

Окись хрома — искусственный минеральный пигмент мягкого травянисто-зеленого цвета, состоящий из безводной окиси хрома. С маслом стирается хорошо и берет его от 20 до 31%. Светоустойчива и прочна как в чистом виде, так и в смесях, за исключением смеси с краплаком, от которого темнеет.

Зеленая Гусева — искусственный минеральный пигмент красивого лиственно-зеленого цвета, получаемый из соединений фосфорнокислого хрома 1. С маслом смешивается хорошо и берет его от 22 до 30%. Светоустойчива и прочна как в чистом виде, так и в смесях, за исключением смеси с краплаком, в которой темнеет.

Зеленый кобальт — искусственный минеральный пигмент, состоящий из соединений кобальта и цинка, обладающий зеленым цветом различных оттенков: от светлого синевато-зеленого до темного зеленовато-синеватого. По своему топу зеленый кобальт несколько глуховат. С маслом высыхает хорошо и берёт его от 13 до 18%. Светоустойчив и прочен как в чистом виде, так и в смесях.

Составные зеленые (перманенты) — английская зелень, зеленая киноварь и зеленые перманенты, приготовляемые смешением синих и желтых красок или смешением желтых цинковых кронов с берлинской лазурью. Прочность перманентов зависит от их состава, от того, какие краски в них вошли. Перманенты, приготовленные смешением изумрудной зеленой со стронциановой желтой или с желтым кадмием, обычно светоустойчивы и прочны.

Применение в живописи составных зеленых не всегда оправдано, так как художник может сам приготовить их на палитре; не зная же состава фабричной составной зеленой краски этого типа, лучше воздержаться от ее применения.

1 — Открыта в 1938 году главным инженером завода «Красный художник» В. Н. Гусевым

Фиолетовые красящие вещества

Фиолетовый кобальт — искусственный минеральный пигмент красивого фиолетового цвета, представляющий собой соединение кобальта и фосфора (фосфат кобальта). С маслом смешивается хорошо, берет его до 120% и высыхает медленно. Эта краска светоустойчива и прочна как в чистом виде, так и в смесях, за исключением смеси с желтым и красным кадмием, в соединении с которыми она чернеет.

Светло-фиолетовый кобальт — искусственный минеральный пигмент, состоящий из соединений кобальта и мышьяка; обладает красивым и ярким светло-фиолетовым цветом. С маслом смешивается хорошо и берет его до 120%. Высыхает медленно. Светоустойчив и прочен как в чистом виде, так и в смесях, за исключением смеси с желтым и красным кадмием, в которой он чернеет.

Коричневые красящие вещества

Коричневая земля — природная земля различных оттенков: от светло-коричневого до темно-коричневого, состоит главным образом из соединений железа и марганца. Лучшие коричневые земли добываются в месторождениях Хотьковском и Кудиновском (Московская область), Ухоловском (Рязанская область), Малкинском (Северный Кавказ), Корсуньском (Украинская ССР) и др. С маслом смешивается хорошо и берет его до 47%. Вполне светоустойчива и прочна. Приготовление коричневой земли несложно и заключается в измельчении красящего вещества и четырехкратном его отмачивании.

Кудиновская коричневая земля — природная земля красивого темно-коричневого цвета различных оттенков, добываемая в Кудиновском месторождении, близ села Кудиново, Ногинского района Московской области. По своему составу является одним из соединений железа. С маслом смешивается хорошо и берет его до 64%, высыхает быстро.

Вполне светоустойчива и прочна как в чистом виде, так и в смесях с большинством красок. С белилами дает очень красивые оттенки светло-кофейного, теплого по тону цвета.

Хотьковская коричневая земля — природный минеральный пигмент коричневого цвета различных оттенков: от светлых до более темных. Добывается в месторождении близ села Хотьково Московской области. По своему составу является соединением железа и содержит незначительное количество марганца. Вполне светоустойчивая и прочная краска как в чистом виде, так и в смесях с другими красящими веществами. С маслом смешивается хорошо и берет его до 62%, высыхает быстро. Нанесенная тонким прозрачным слоем, эта краска обладает красивым коричнево-золотистым цветом.

Охра жженая — пигмент коричневого цвета различных оттенков: от светло- до темно-коричневого; получается прокаливанием желтых охр. Светоустойчива и прочна.

Умбра натуральная — природная земля черно-коричневого цвета с чуть зеленоватым оттенком; по своему составу является соединением окислов железа и марганца 1. Лучшие сорта ее добываются в Байкальском (близ озера Байкал), Лоевском (Белорусская ССР), Купавинском (Московская область), Акиянском (Тюменская область) месторождениях. Смешивается с маслом хорошо и берет его до 100%; высыхает быстро. Светоустойчива и прочна как в чистом виде, так и в смесях.

Умбра жженая получается прокаливаем натуральной умбры при температуре 550—700° C. Она имеет темно-коричневый с красноватым оттенком цвет. С маслом стирается хорошо и берет его до 95%; высыхает быстро. Светоустойчива и прочна.

Сиена жженая — краска красивого красновато-коричневого цвета, отличающаяся исключительной прозрачностью; получается прокаливанием натуральной сиены при температуре 550—650° C. С маслом стирается хорошо и берет его до 180%; высыхает медленно. Светоустойчива и прочна как в чистом виде, так и в смесях, за исключением смесей с желтыми кадмиями, в сочетании с которыми темнеет.

Марс коричневый — искусственная минеральная краска, состоящая главным образом из соединений железа. Обладает прозрачным красивым коричневым цветом различных оттенков. С маслом высыхает медленно и берет его до 59 %. Светоустойчива и прочна.

Ленинградский завод художественных красок «Черная речка», помимо обыкновенного коричневого марса, вырабатывает его разновидность: марс темно-коричневый, прозрачный, превосходного цвета — краску для масляной живописи, полностью заменяющую асфальт.

Охра жженая обогащенная — темно-коричневого цвета искусственная минеральная краска, получаемая прокаливанием смеси натуральной охры и окиси марганца. Для приготовления ее берут обычную желтую охру, предварительно хорошо отмученную, и взмучивают ее в воде, потом добавляют раствор марганцовокислого калия и немного сахару и нагревают до тех пор, пока розовый раствор марганцовокислого калия не обесцветится; затем его фильтруют и прокаливают осадок при 60— 80°C. Промытый и высушенный осадок является красящим веществом. Жженая охра очень светоустойчива и прочна.

Обогащенная умбра приготовляется посредством прокаливания желтых охр, обогащенных гидроокисями железа и марганца. Светоустойчивость и прочность обогащенной умбры зависят от качества сырья, используемого при ее изготовлении.

1 — Существует имитация натуральной умбры, приготовляемая из обожженной охры коричневого цвета, подцвеченной волконскоитом.

Черные красящие вещества

Кость жженая — органический углеродный пигмент искусственного происхождения, получаемый посредством пережигания без доступа воздуха обрезков обезжиренных костей. Лучшие сорта ее получают пережиганием обрезков слоновой и моржовой кости или оленьего рога. Обладает интенсивным черным цветом. С маслом смешивается хорошо, берет его до 98%; высыхает медленно. Светоустойчива и прочна как в чистом виде, так и в смесях с большинством красок. Не следует смешивать ее с желтым и красным кадмием: такие смеси быстро разрушаются.

Виноградная черная — краска глубокого синевато-черного цвета, получаемая посредством обжига без доступа воздуха сухих молодых лоз винограда 1. Относится к углеродным краскам. Светоустойчива и прочна. Не следует смешивать ее с кадмиями: в смеси с ними она разрушается.

Косточковая черная получается пережиганием без доступа воздуха сухих косточек абрикоса, персика, сливы, вишни. Обладает красивым черным цветом. Светоустойчива и прочна.

Минеральная черная — натуральная земля, получаемая из черных глинистых сланцев. В смеси с маслом обладает интенсивным черным цветом. Месторождения лучших черных земель — Звенигородское (близ Звенигорода Московской области) и Акчанкульское (Киргизская ССР). Светоустойчива и прочна.

Земля звенигородская черная — природное, минерального происхождения красящее вещество, добываемое в месторождении, расположенном в пойме реки Розварни (Саввинка), близ г. Звенигорода, Московской области. По своему составу эта черного цвета земля представляет собой глинистую породу Юрского периода, состоящую в основном из железоокисных соединений и окиси углерода; помимо них, в ее составе содержится немного гидрата окиси алюминия, кремнезема, окиси магния и окиси кальция.

Звенигородская земля обладает красивым и звучным черным цветом. Она светоустойчива и прочна как в чистом виде, так и в смесях с другими красками. Принадлежит к древнейшим русским минеральным и красящим веществам, широко применявшимся русскими художниками во фресковой и темперной живописи. Ею пользовались также при росписи стенной живописи в Архангельском, Благовещенском и Успенском соборах Московского Кремля в XVII веке.

Приготовление красящего вещества, добытого открытым способом в месторождениях, несложно. Оно отмучивается, высушивается, измельчается и просеивается. После этого его стирают со связующим веществом.

В 1958 году по инициативе автора этой книги, открывшего Звенигородское месторождение черной земли, на фабрике «Палитра» было налажено производство тонкотертой художественной масляной краски «земля звенигородская черная», получившей высокую оценку многих художников. Она хорошо смешивается с маслом и берет его от 52 до 54%. Стирается на связующем веществе, состоящем из отбеленного льняного масла с добавлением 5% пчелиного воска, 2% стеарата алюминия и 1% даммарного лака. В разбеле с белилами дает очень красивые оттенки серого цвета.

Шунгит — природная земляная краска черного цвета, представляющая собой минерал шунгит (амфорный углерод). Добывается в месторождении близ села Шунги (Карельсая ССР). С маслом стирается хорошо и берет его от 58 до 72%; высыхает нормально. Светоустойчива и прочна.

Ламповая копоть — продукт неполного сгорания жирных масел (кунжутного, льняного и др.). В смеси с маслом высыхает очень медленно. Недостаточно светоустойчива и прочна; от применения ее в масляной живописи следует воздерживаться.

Не рекомендуется применять также газовую сажу, которая очень медленно высыхает и сильно меняет при этом свой первоначальный тон.

1 — Краска, получаемая путем пережигания выжимок винограда, называется франкфуртской черной.

Палитра красящих веществ

Отбор отдельных красящих веществ для своей постоянной палитры — серьезное и очень ответственное дело для художника, и особенно пейзажиста. Исключительно быстро меняются условия освещения и тональные отношения при работе над пейзажем на пленэре, что требует от художника уверенности в полной неизменяемости уловленных и переданных им на холсте светоцветовых и тоновых отношений. Какое-либо изменение впоследствии хотя бы одного из верно найденных и положенных на холст тонов зачастую разрушает весь колористический строй произведения и сводит на нет всю работу.

Эта уверенность может быть достигнута только в том случае, когда художник хорошо знает свойства и особенности поведения отдельных красок как в чистом виде, так и в смесях и учитывает склонность некоторых из них изменять свой первоначальный цветовой тон в ту или иную сторону.

Поэтому отбор красящих веществ для палитры имеет первостепенное значение для художника-пейзажиста и во многом определяет его творческую настроенность и успех в работе как над этюдом, так и над картиной.

Палитры красок, применяемых в пейзажной живописи отдельными нашими мастерами, существенно отличаются друг от друга не только количественно, но и качественно, по видам входящих в них красок.

Если говорить о количестве красок, составляющих ту или иную палитру, то наименьшее их число содержит палитра В. В. Мешкова (12) и Крымова (19). В пределах 24—26 красок постоянно писали Нестеров, Грабарь, Бакшеев, Бялыницкий-Бируля. Из 28 красок состояла палитра Рылова, Юона, Б. Яковлева. Бродский и С. Герасимов писали 29 красками. Палитры Сарьяпа, Ромаса и Куприна состояли из 34 красок, а палитра Нисского содержит наибольшее количество красок — 38. Естественно, что не всеми красками художник писал одновременно тот или иной этюд или картину.

Различное отношение художников к особенностям цветового решения своих произведений и колористические искания заставляли их расширять палитру своих красок. Несомненно, что при этом большое значение имели знания и опыт, умение владеть живописными материалами — красками.

Но как бы ни хотелось объяснить наличие большого количества красок в палитре того или иного мастера особенностями его колорита, метода работы, все же остается непреложным: чем больше различных по своей химической природе красок входит в палитру, тем больше есть оснований опасаться за сохранность первоначального колористического построения во времени. Как бы осторожно ни пользовался художник смесями красок, отлично учитывая при этом их химические свойства, все же опасность нежелательного воздействия одних красок на другие при значительном количестве их в постоянно применяемой палитре, несомненно, во много раз больше, чем при ограниченном наборе красок. Конечно, многое в сохранности первоначального колорита произведения зависит от метода и техники его выполнения. Однослойная или многослойная, но проводимая последовательно, по сухому живопись несравненно менее склонна к изменению своего первоначального колорита, нежели живопись, выполненная многослойным методом по сырому и в особенности по полусухому.

Поэтому стремление отдельных наших мастеров пейзажа ограничить свою палитру небольшим количеством красок объясняется не только особенностями их колорита и избранной ими манеры и техники живописи, но и серьезной заботой о сохранности первоначальных цветовых построений во времени.

Мастера прошлых столетий — Тициан, Рембрандт, Веласкес, Рубенс, Рокотов, Левицкий и другие — работали очень небольшим количеством красок; постоянно применявшаяся ими палитра насчитывала не более 15—20 различных красок. Блестящий колорист К. А. Коровин редко употреблял больше 10—15 красок одновременно, и, несмотря на это, вряд ли кто сможет бросить этому художнику упрек в недостаточном цветовом богатстве его полотен.

Ограничивая свою палитру немногими, действительно необходимыми красками, некоторые советские мастера — Крымов, Мешков, Нестеров, Грабарь, Бакшеев, Бялыницкий-Бируля — следовали в этом отношении лучшим традициям выдающихся мастеров живописи прошлых столетий. Характерным в применяемой нашими мастерами палитре красок является то, что за немногим исключением (индийская желтая, кармин) все употребляемые ими краски относятся к наиболее стойким, светоустойчивым. Их свойства как в чистом виде, так и в смесях друг с другом не только хорошо известны, но и проверены многолетней практикой применения в живописи.

Основное место в этой палитре занимают природные минеральные красящие вещества (15) и различные соединения металлов (33), являющиеся по своей природе наиболее стойкими и прочными. Очень небольшое место отведено красящим веществам органического происхождения (7), причем три из них принадлежат к группе черных красящих веществ, не так уж часто употребляемых в живописи, и, кроме того, прочность и стойкость их проверена многими столетиями.

В палитре большинства мастеров совершенно отсутствуют краски, недостаточно прочные и стойкие к действию света или неустойчивые в смесях. К ним относятся стронциановая желтая, кармин 1, индиго 1, берлинская лазурь, Поль Веронез 2 и асфальт.

В палитрах наших мастеров отсутствуют также красящие вещества, недостаточно изученные и не проверенные временем, как например различного рода лаки и краски, приготовленные на основе каменноугольных красителей 3.

Никто не прибегает к разнообразным имитациям красок, в том числе разного рода составным краскам (перманентам), широко распространенным среди зарубежных художников. В палитрах наших мастеров совершенно отсутствуют крайне вредные для живописи газовая сажа, ламповая копоть и берлинская лазурь 4, очень опасные в смесях с другими красками.

Изучение палитр наших мастеров показывает, что большинство художников воздерживается от применения стронциановой желтой 5, которая обладает ярко выраженной способностью быстро менять свой цвет на зеленовато-желтый. Очень немногие употребляют желтые 6, красные 7 и коричневые 8 марсы, хотя и отличающиеся светопрочностью, но обладающие глуховатыми, недостаточно звучными тонами. Редко кто пишет капут-мортуумом 9 и феодосийской коричневой 10.

Объясняется это не какими-либо недостатками таких вполне светоустойчивых и прочных красящих веществ, а скорее всего стремлением художника не перегружать малоинтересными в цветовом отношении красками свою палитру.

Недопустимо употреблять в живописи не светоустойчивые и нестойкие краски: искусственные анилиновые лаки, медные искусственные синие, голубые и зеленые краски, газовую сажу, золотисто-желтую (индотреновую) и искусственные каменноугольные краски, иногда очень яркие, но быстро утрачивающие свой цвет.

Применение каменноугольных красителей в живописи недопустимо и по другим причинам: обладая очень яркими, ядовитыми тонами, они резко вырываются из общей красочной гаммы произведения, нарушая его колорит.

1 — Кармином пользуется, и то крайне редко, Сарьян. Индиго употребляли Рылов, Куприн, Бродский, Нисский.

2 — Очень осторожно и только в чистом виде Поль Веронез употребляли Рылов, Грабарь; изредка ею пишет Сарьян.

3 — Индотреновую желтую употреблял Ромас (но очень редко).

4 — Берлинской лазурью пользуется только Нисский.

5 — Стронциановую желтую употреблял Бялыницкий-Бируля, в настоящее время ею пишет Нисский.

6 — Желтым и оранжевым марсами писал Бялыницкий-Бируля, в настоящее время — Ромас и Нисский.

7 — Красные марсы употреблял только Ромас.

8 — Коричневыми марсами пользовался Бакшеев, в настоящее время — Ромас и Нисский.

9 — Капут-мортуум употребляет только Ромас.

10 — Феодосийской красно-коричневой любил писать Куприн.