Павлинов. Как научиться рисовать.

Для тех, кто рисует. Советы художника — П. Я. Павлинов

Издательство «Советский художник», Москва 1965 год

 

Введение

Как передать образ природы? Как научиться изображать деревья, облака, горы?

Как рисовать голову человека? С какой точки зрения лучше рисовать натуру?

Как научиться понимать и передавать «портрет» животного? Как раскрыть средствами искусства потенциальную возможность движений того или иного животного, причем движений, характерных именно для него?

Как правильно рисовать складки, чтобы они выражали жест человека и последовательность изменений его движений? Что означает наносить штрих «по форме»? Как разнообразить «палитру» штриха? Как размещать рисунок на листе бумаги? Как мы видим глубину в изображении на плоскости?

Подробнее...

Виннер. Как написать пейзаж маслом (Вступление).

А. В. Виннер — Как работать над пейзажем масляными красками

Профиздат, 1971 год

Предисловие

Книга А. В. Виннера посвящена технике живописи пейзажа масляными красками. В ней используется ценнейший опыт лучших русских и советских мастеров-пейзажистов, рассказывается о технике их мастерства. Пейзажная живопись требует от художника беззаветной, глубокой любви к природе нашей Родины и умения выразить и правдиво передать свои чувства в создаваемом произведении.

Для того чтобы стать настоящим живописцем, необходимо не только в совершенстве владеть рисунком, композицией, перспективой, тонко чувствовать цвет, но и отлично знать материалы живописи, их положительные и отрицательные свойства и уметь разумно пользоваться ими. Искусство свободно владеть материалами живописи, при помощи которых художник создает пейзаж, приходит не сразу. Оно рождается в результате упорного, каждодневного труда, изучения их свойств и особенностей, систематического накопления знаний и опыта. Не обладая всем этим, невозможно создать произведение, увлекающее зрителя красотой живописи, живой передачей в ней цветовых и световых особенностей натуры, звучностью красок.

Подробнее...

Виннер. Как написать пейзаж маслом (Основа под живопись).

Основа под живопись

Правильно выбранная художником основа под картину во многом влияет на качество живописи, свободу и легкость проведения живописного процесса, сказывается на сохранности колорита и всего произведения в целом.

Основа ее, материал, фактура, грунт должны в полной мере соответствовать технике художника и особенностям его метода ведения живописного процесса.

Почти все советские мастера пейзажа, работающие маслом, писали и пишут преимущественно на холсте, подготовленном под живопись тем или иным способом. Некоторые из них, наряду с холстом, применяли грунтованный картон — И. И. Бродский, В. К. Бялыницкий-Бируля, С. В. Герасимов, Г. Г. Нисский, М. С. Сарьян, К. Ф. Юон, Б. Н. Яковлев и др.

На особым образом подготовленной фанере любил писать этюды В. К. Бялыницкий-Бируля, пользуется ею и Г. Г. Нисский. Отдельные этюды он пишет также на бумаге.

Подробнее...

Виннер. Как написать пейзаж маслом (Подрамник).

Подрамник

В пейзаже, как и в любом жанре станковой живописи, качество подрамника, на который натягивают холст, очень серьезно влияет не только на сохранностьживописи, но и на нормальную работу художника над своим произведением. Очень справедливо заметил Сарьян, что не только трудно, но порой и невозможно сохранить творческую настроенность во время работы, если приходится писать на плохо натянутом, провисающем холсте, образующем складки и морщины, а это неизбежно происходит, когда холст натянут на подрамник из сырой древесины, неустойчивый и непрочный.

Основное назначение подрамника состоит в том, чтобы постоянно обеспечивать равномерное натяжение растянутого на нем холста, не допуская при этом излишне резких изменений в напряжении волокон ткани.

Планки подрамника должны быть из сухой, выдержанной древесины сосны или липы, не имеющей каких-либо изъянов (червоточины, гнили, выпадов сучков, синевы, излишней смолистости). Если же планки сделаны из плохо просушенного дерева, то, ссыхаясь и уменьшаясь в объеме, они неизбежно покоробятся, изменят форму, а нередко могут дать трещины и расколоться. Натянутый на такой подрамник холст через некоторое время провисает, а это неминуемо приводит к растрескиванию и осыпанию нанесенного на него красочного слоя. Части подрамника необходимо подвергать тщательной столярной обработке и отделке.

Подробнее...

Виннер. Как написать пейзаж маслом (Холст. Часть 1).

Увлажнение холста

Большое значение для сохранности живописи имеет легкое увлажнение холста чистой теплой водой, устраняющее его неминуемую усадку в дальнейшем. Вырабатываемые нашей промышленностью льняные холсты имеют различную усадку ткани в пределах 1,01—7,07% от первоначального размера ткани. Она различна как по утку, так и по основе. Та или иная степень усадки зависит не только от качества и свойств пряжи, из которых выработана ткань, но и во многом определяется характером переплетения нитей и методом изготовления и обработки пряжи.

Вполне естественно, что усадка холста, происходящая под воздействием увлажнения водой при проклеивании холста водными клеевыми растворами, в различных сортах ткани неодинакова. Наименьшей усадкой обладают мелкозернистые, очень плотные ткани (от 1,01 до 2 %), наибольшую усадку часто дают редкие ткани (от 5,74 до 7,5%). Усадка происходит различно по ширине и по длине. Обычно ткань садится по основе (длине) на 0,5—1,5%, а по утку (ширине) происходит наиболее интенсивная усадка.

Подробнее...

Виннер. Как написать пейзаж маслом (Холст. Часть 2).

Грунтовка холста

Грунтом для живописи называют пигментированный слой определенного состава, нанесенный на поверхность основы для придания ей необходимых для работы красками физико-механических и оптических свойств. К первым относятся: фактура поверхности, структура слоя грунта, прочность, эластичность и характер сцепления слоя грунта с основой и красочным слоем, наносимым на его поверхность. Под оптическими свойствами грунта понимаются цвет, светоотражающая способность поверхности и светоустойчивость грунта.

Льняной холст, не покрытый грунтом, неприемлем для непосредственной работы на нем масляными красками, так как он обладает слабыми светоотражающими свойствами, несветопрочен. Его рыхлая, подвижная поверхность плохо принимает краску и неудобна для работы; связующее вещество из красок впитывается тканью и, окисляясь, разрушает холст, одновременно разрушается и краска, утратившая свое связующее вещество. Во избежание этого холст проклеивают и покрывают слоями грунта.

Подробнее...